Gatchina.Museum (gatchinamuseum) wrote,
Gatchina.Museum
gatchinamuseum

Секрет старинного ружья

Коллекция старинного оружия Гатчинского дворца
Кремневое револьверное ружье (г. Тула, 1760-70-е гг., мастер Архип Леонтьев)

Рассказывает Евгений Родионов, хранитель Фонда оружия, старший научный сотрудник музея-заповедника «Гатчина»:

«Кремневое револьверное ружье, изготовленное в г. Туле известным мастером Архипом Леонтьевым в 1760-70-е гг., отличает роскошное декоративное убранство – инкрустация металлических деталей золотыми цветами и гирляндами, а ложи серебряной проволокой. Это сразу же показывает, что оружие предназначалось не для войны, а для более приятного времяпрепровождения - охоты или стрельбы в цель (впрочем, в XVIII веке эти занятия нередко совмещались, когда животные выполняли роль мишеней).



Несомненно, его владелец должен был быть весьма состоятельным, и при этом, вряд ли это был взрослый мужчина – размеры и калибр ружья заметно меньше, чем у обычного оружия того времени (общая длина 11 см, калибр 11 мм). Возможно, оно предназначалось знатной даме, для которой охота считалась вполне подобающим развлечением, но, гораздо более вероятно, его первым хозяином был сам юный великий князь Павел Петрович, впоследствии император Павел I - уровень исполнения ружья вполне соответствующий, а в документах, описывающих коллекцию оружия Гатчинского дворца, оно числится уже с 1793 г.
Конструкция ружья не совсем обычна – она основана на принципе револьвера, когда к казенной части ствола примыкает вращающийся барабан, в котором расположены отверстия (в данном случае шесть), для помещения пороховых зарядов и пуль. Это дает возможность, предварительно снарядив барабан, существенно сократить время, необходимое на перезарядку оружия. Такая система использовалась русскими оружейниками уже с первой половины XVII века, и имела немало различных вариаций, более или менее удачных.
Главной деталью конструкции ружья является замок – механизм, с помощью которого осуществлялось воспламенение порохового заряда в стволе, отчего происходил выстрел. Здесь это так называемый французский кремневый замок, изобретенный французским мастером Мареном ле Буржуа в начале XVII в., и, благодаря своей простоте и надежности, использовавшийся в Европе вплоть до середины XIX в. Его принцип действия заключается в высечении искр ударом кремня об огниво. Искры должны поджечь небольшую порцию затравочного пороха, от которой уже воспламеняется основной заряд в стволе.



Огниво – это Г-образная деталь в правой части замка. Снизу ее прижимает V-образная подогнивная пружина. Огниво может находиться в двух положениях – открытом (как на фотографии) и закрытом, когда оно перекрывает сверху затравочную полку. В левой части замка находится S-образный курок, на верхнем конце которого находятся две губки, между которыми зажимался кремень (кремень не сохранился, что вполне типично для старинного кремневого оружия).
Когда оружие готово к выстрелу (заряжено и взведен курок), при нажатии на спусковой крючок курок под действием мощной боевой пружины, расположенной на внутренней стороне замка и поэтому не видной, поворачивается так, что кремень сильно ударяет по огниву (как будто клюет его), огниво откидывается вперед, открывая затравочную полку, на которую попадают высеченные от удара кремня искры. Искры воспламеняют затравочный порох, от которого огонь попадает к основному заряду в барабане, и следует выстрел. После этого стрелку надо провернуть барабан вручную, чтобы напротив ствола оказалось отверстие с неиспользованным зарядом, зафиксировать барабан в таком положении пластинкой на верхней стороне ствола, взвести курок на предохранительный взвод, досыпать порох на затравочную полку, закрыть полку, взвести курок на боевой взвод – и можно снова стрелять. Хотя перечислять все эти действия долго, на них уходило гораздо меньше времени, чем на заряжание обычного ружья, что давало стрелку заметное преимущество.



Конечно, такой конструкции были присущи и недостатки. Она была сложной в изготовлении и оттого дорогой, точность стрельбы обычно была ниже, чем из обычного ружья, а риск поломки или осечки – больше, так что весьма долго револьверное стрелковое оружие не было востребовано в армии, находя свое применение на охоте. Но, конечно, богатый заказчик мог позволить себе такое качество исполнения оружия, при котором все эти недостатки сводились к минимуму.
Отдельно хочется сказать о декоре этого ружья – это инкрустированные золотом на железных деталях розы в виде отдельных цветов и целых гирлянд. Именно такой орнамент больше всего полюбился тульским мастерам во второй половине XVIII в., по которому их произведения очень легко узнать. Рассмотренное нами ружье являет собой гармоничное сочетание эффективной конструкции и роскошного, но стилистически выдержанного оформления».
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments