"Портретный" музей в Гатчинском дворце

За свою длинную историю Гатчинский дворец был владением фаворита Екатерины II графа Г. Орлова, затем - великого князя и императора Павла I, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, с 1828 г. по 1917 г. – майоратным владением дома Романовых. И каждый из хозяев дворца наполнял его произведениями искусства, в том числе и живописными полотнами, из которых важную часть составляли портреты.

Не только украшение

При графе Орлове в Гатчине находилось значительное портретное собрание, в основном составленное из подарков Екатерины II. Например, здесь находилась знаменитая серия портретов участников петровского «Всешутейшего и всепьянейшего собора князь-папы», так называемая «Преображенская серия».
При Павле I портреты не только украшали парадные залы и жилые комнаты: по тому, где находились те или иные портреты, можно было проследить политические и человеческие пристрастия хозяина дворца.
Конное изображение Петра I служило фоном для трона его правнука в Нижней Тронной. В личных комнатах Павла Петровича подбор портретов также был очень показателен. Там можно было увидеть короля Франции Генриха IV Наваррского и его верного министра герцога Сюлли, короля Швеции Карла XII и отца Павла I - Петра III. Красноречиво было и отсутствие в комнатах Павла Петровича портретов его матери, Екатерины II.

История в лицах

Однако формирование портретных галерей в Гатчинском дворце началось по инициативе императора Николая I. Картины для них по Высочайшему повелению доставлялись из Мраморного, Таврического, Английского и других дворцов С-Петербурга.
Таким образом, в Арсенальном каре Гатчинского дворца на каждом этаже появились галереи, где можно было увидеть сотни портретов. Перед внимательным зрителем разворачивалась «в лицах» история России и Западной Европы XVIII – XIX веков.
На стенах Китайской галереи, среди бесчисленных произведений китайского и японского фарфора, были представлены портреты членов династии Романовых. В Готической галерее были размещены портреты русских аристократов, наиболее важных государственных деятелей и сановников империи.
В Портретной галерее бельэтажа стены были увешаны портретами представителей правящих домов Европы, прежде всего Великобритании, Франции, Австрии, Швеции.

Осмыслить прошлое

По гатчинским портретным галереям можно было изучать историю портретного жанра живописи, как русской, так и западноевропейских школ, здесь были произведения неизвестных художников, и прославленных мастеров, таких как: Д. Левицкого, А. Антропова, В. Боровиковского, М. ван Мейтенса-мл., А. Рослина, А. Ремзи, А. Графа, Г.Х. Гроота-ст, П. Ротари и др.
По всей видимости, потребность осмыслить свое историческое прошлое через его портретную составляющую назревала в образованном обществе середины XIX века. Неслучайно в 1870 г. прошла «Историческая выставка портретов лиц XVI—XVIII веков», а в 1905 г. – «Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце», организованная С.П. Дягилевым.

Особый характер

Когда начался процесс музеефикации царских дворцов в 1917 г., особый характер Гатчины сразу подметил нарком просвещения А. В. Луначарский: «Гатчина богата изумительными портретами самых различных стилей и эпох, богата до отказа, можно сказать, до странности богата». В 1920-е гг. не возникло ни малейших сомнений в том, что Гатчинский дворец должен стать именно «портретным музеем».
По планам музеефикации Гатчинского дворца нужно было максимально расширить выставку исторических портретов. Важно заметить, что упор следовало сделать именно на историко-иконографическом аспекте гатчинского портретного собрания. Первый главный хранитель Гатчинского дворца-музея В. К. Макаров подготовил списки картин будущей экспозиции, которые включали свыше 500 полотен.
К сожалению, эти планы не были полностью осуществлены: часть помещений дворца была занята сторонними организациями, много портретов было передано в центральные музеи. Но, несмотря на все трудности, экспозиция портретной живописи была развернута на III этаже Центрального корпуса: было выставлено 150 картин в 10 залах, по которым можно было проследить развитие русского портретного искусства с петровских времен до середины XIX века.
В период Великой Отечественной войны из всего богатейшего живописного собрания Гатчинского дворца-музея сохранилось 1327 полотен. В настоящее время в фондах ГМЗ «Гатчина» хранится 270 картин из исторической коллекции, большая часть этих произведений представлена в залах дворца.

Айсулу Шукурова,
старший научный сотрудник ГМЗ "Гатчина"


Опубликовано: газета "Петербургский дневник", 22.01.2016.

Мои твиты

Tags:

Первый театр в Гатчине

Немногие знают, что в 1785 г. в Гатчинском дворце – великокняжеской резиденции наследника российского престола Павла Петровича - был открыт первый в городе театр. На его сцене в разное время выступали артисты немецкой, итальянской, французской и русской придворных трупп, а в любительских постановках блистали придворные.

Царское увлечение

В 1783 г. Гатчина, принадлежавшая до этого графу Г. Орлову, перешла во владение великого князя и будущего императора Павла Петровича. Имение отошло наследнику вместе «с тамошним домом, со всеми в нем находящимися мебелями, мраморными вещами, оружейною, оранжереею…». Через два года на месте оранжереи, которая находилась в примыкающем к центральному зданию дворца Арсенальном каре, по желанию Павла было устроено театральное помещение. Это желание объяснялось отнюдь не минутной прихотью цесаревича, а его искренним пристрастием к театру. Театральные зрелища с юных лет были любимы императором Павлом I. По свидетельству воспитателя 10-летнего наследника С. Порошина, они оказывали на него большое эмоцио-нальное воздействие, просмотренные представления непременно становились темой для обсуждений.

Забавы «золотой молодежи»

Современники вспоминали, что первый Дворцовый театр был «небольшой, но очень хороший, хотя сцена была не глубокая, и первый ряд кресел подходил почти к самой рампе».
К великокняжескому двору была приписана немецкая придворная труппа, представления ее считались скучными. Значительно больший отклик у гатчин-ского придворного общества находили любительские спектакли, ставшие в то время модной забавой. Домашние постановки сделались любимым развлечением и в Гатчине. Исполнителями ролей в «благородных» спектаклях были прежние смолянки – фрейлины Е. Нелидова, Н. Борщова, Г. Алымова. При этом особенно отличалась Нелидова – фаворитка Павла Петровича, она прекрасно пела и танцевала. Мужские роли игрались придворными – молодыми князьями и графами: Г. Чернышевым, П. Волконским. Лучшим оперным премьером стал князь И. Долгоруков. Впоследствии он красочно описал в своих мемуарах придворные театрально-музыкальные забавы тех лет.
Деятельное участие в устройстве этих любительских спектаклей принимала великая княгиня Мария Федоровна, она сама заведовала всеми подробностями декоративной и бутафорской части. Костюмы для благородных актеров выда-вались порой из личного гардероба великокняжеской четы, а вместо бутафор-ской бижутерии на одеждах блистали их драгоценности.

Премьеры

На сцене Дворцового театра благородные актеры-любители ставили извест-ные и популярные в то время произведения. В основном это были музыкальные постановки таких, например, ярких представителей французской комической оперы, как П. Монсиньи («Роза и Кола», «Дезертир»), Н. Далейрак («Два опекуна», «Нина, или Безумная от любви»). Случались и драматические спектакли («Честный преступник, или Детская к родителям любовь» Ш. Фенуйо де Фальбера).
Некоторые театральные произведения специально создавались и впервые ставились именно в великокняжеских резиденциях Гатчины и Павловска, никогда после до недавнего времени они не видели большой сцены. Но приме-чательны они отнюдь не этим: музыку к комическим операм «Сокол» и «Сын-соперник, или Новая Стратоника» написал выдающийся российский компози-тор Д. Бортнянский. Один из создателей классического русского хорового концерта, Бортнянский известен сейчас в основном своей духовной музыкой. Его гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» на слова поэта М. Хераскова в павловское время считался неофициальным гимном
Российской империи.

Ни дня без представления

С воцарением Павла I любительские постановки в Гатчине были забыты, на дворцовой сцене свои представления давали уже профессиональные актеры итальянской, французской и русской придворной труппы, что более соответст-вовало статусу императорской резиденции.
Перестроен был и старый театральный зал Гатчинского дворца. Кроме нескольких рядов партера, там появился большой полукруглый балкон на колон-нах, четыре боковых ложи, при входе находился буфет.
Представления давались почти ежедневно, начинались они около семи ча-сов вечера и продолжались обычно не более двух часов. Часто театральное действо завершалось балетом.

Франция vs Италия

К показу на новой сцене Дворцового театра предлагались известнейшие в то время произведения. В разные годы были играны пьесы прославленных авто-ров: «Два друга, или Лионский купец» Бомарше, «Сутяги» Расина, «Школа злословия» Шеридана, «Отец семейства» Дидро, «Альзира» Вольтера, «Лекарь поневоле» Мольера.
Драматические постановки, однако, уступали в популярности французским комическим операм, сентиментальным и более легким для восприятия. Самыми исполняемыми были произведения Н. Далейрака и А. Гретри.
Одно из знаменитейших творений Гретри – комическая опера-балет «Земи-ра и Азор». Она была любима при дворе еще Екатерины II, причем настолько, что свою любимую собаку-левретку императрица назвала в честь главной героини оперы.
Неоднократно играли на гатчинской сцене и общепризнанный шедевр Грет-ри – одну из лучших французских комических опер «Ричард Львиное Сердце». Это произведение оказало влияние на творчество других композиторов. Ария Лоретты «Je crains de lui parler la nuit» использована П. Чайковским в опере «Пиковая дама».
Значительно реже гатчинская публика отдавала дань уважения родоначаль-нице оперного искусства – Италии. Итальянская труппа представляла оперы-буффа и оперы-сериа, т.е. легкие, комические и оперы серьезные, на историче-ские, мифологические сюжеты.
В октябре 1799 г. в Гатчине состоялась премьера оперы Дж. Сарти «Эней в Лации», повествующая о приключениях древнегреческого героя. Это были дни свадебных торжеств дочери Павла I Елены и празднования дня рождения императрицы, на представлении, помимо обычных придворных и свитских, было много высоких гостей: чужестранные послы и министры.
Любимы были творения Дж. Паизиелло, придворного капельмейстера в царствование Екатерины II. Композитор внес значительный вклад в историю русской музыкальной культуры. Его комическая опера «Севильский цирюльник» по одноименной комедии Бомарше держалась на оперной сцене до появления знаменитой оперы Россини в 1816 г., которая затмила свою предшественницу.

Обманываться рады

Бывали в Дворцовом театре представления и иного рода. Однажды там де-монстрировал свое искусство «профессор естественной магии» Дж. Пинетти. Этот известнейший итальянский фокусник разработал в XVIII в. основные принципы магического имиджа: необычную одежду, эксцентричность и таинственность, легкий кураж. Его представления были настоящими шоу со сложной системой механизмов, зеркал, участием десятков ассистентов и использованием экзотических животных.
Театр эпохи Павла I исчез в середине XIX в. при очередной перестройке дворца. В военные и послевоенные годы императорский театр был утрачен. В настоящее время на его месте имеется современное сценическое пространство. В 2012 г. там состоялось представление оперы А. Гретри «Ричард Львиное сердце» в исполнении артистов «Петербург-Концерта». Хочется верить, что подобная практика продолжится, и Гатчинский дворцовый театр встанет в ряд сценических площадок Санкт-Петербурга и Ленинградской области, площадок необычных и востребованных.

А. Ананьев, заведующий методическим сектором ГМЗ "Гатчина"
Опубликовано: "Петербургский дневник", 25 декабря 2015 года.

Зимние развлечения в Гатчинском парке

Гатчинские парки в царствование императора Павла I считались лучшим местом для отдыха, однако царская семья почти не бывала в Гатчине зимой. Только в 1809 году императрица Мария Федоровна (вдова Павла I) пожелала провести зимние месяцы в Гатчинском дворце. Она считала, что удаленность от света и петербургского общества хорошо повлияют на ее младших сыновей – Николая и Михаила, не выказывавших больших успехов в учебе. Они вспоминали зимы этих нескольких лет, как самые скучные в их жизни. Хотя такими они, конечно, были только для подростков, которые все дневные часы посвящали учебе. Особенно тягостной стала зима 1812 года. Великим князьям уже исполнилось шестнадцать и четырнадцать лет, и им больше всего хотелось оказаться на поле боя, услышать настоящие выстрелы, а вместо этого они были вынуждены сидеть в заснеженной Гатчине.


Великий князь с друзьями и родственниками дурачатся на Карпином мосту. Конец 1890-х годов. ГАРФ.

При этом двор вдовствующей императрицы, едва ли не превосходящий по пышности и великолепию двор государя Александра I, время в Гатчине проводил шумно и весело. Как писал современник, в Гатчине были «часты спектакли, концерты, балы, маскарады». Во дворец приглашались многие известные литераторы, которые читали государыне свои произведения – баснописец И. А. Крылов, переводчик «Илиады» Н. И. Гнедич, автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин.
Сама императрица очень любила молодежь и с удовольствием наблюдала за ее развлечениями. Когда погода позволяла, совершали санные прогулки по парку. В такие моменты о строгом этикете уже не было и речи. Иногда к большим саням, запряженным четверкой лошадей, друг за другом крепились до двадцати салазок. Участвовала в таких катаниях и вдовствующая императрица. Однажды сани и все салазки перевернулись на крутом повороте, и гуляющие попадали в снег. Несмотря на сильное беспокойство, которое вызвало это происшествие в Петербурге, его участники вспоминали о нем, как о забавном и веселом случае.

«Кто катился на санках…»


Сооружение снежной горы в Гатчинском парке. 1890-е. ГАРФ.

В царствование императора Николая I в Гатчину стали приезжать, как на дачу. Здесь можно было пренебречь утомительными придворными условностями. «Сегодня я еду в Гатчину, я в страшном нетерпении», - писала младшая дочь государя великая княжна Александра Николаевна, предвкушая будущее веселье. Великие князья и княжны могли позволить себе даже запросто общаться со своими сверстниками, притом не только высокородными. Возможности для этого были, так как парк оставался практически общедоступным.
Рядом с дворцом находились Голландские сады. Они представляли собой насыпные земляные террасы, расположенные уступами. Зимой в одном месте террасы обильно поливали водой, в результате чего образовывалась ледяная гора. Благодаря уступам, скорость скольжения не была слишком высока, а потому гора была безопасна. Дети скатывались по ней прямо на лед замерзшего Карпина пруда.
На то, как играют великие князья Николай и Михаил Николаевичи, собирались посмотреть простые горожане, а также воспитанники Сиротского института, которому покровительствовала царская семья. Иногда великие князья приглашали их принять участие в своей забаве. А. В. Эвальд, которому в те времена было лет десять, вспоминал, что великие князья обращались с ними совершенно на равных. Катались с гор кто на чем – на санках, на деревянных дощечках, а то и просто так, особо смелые скатывались на ногах, да еще и по три-четыре человека в ряд. Заканчивались такие забавы, конечно, кучей малой, «в которой постороннее лицо никак бы не разобрало, какие ноги и руки кому принадлежат».

«Царило беспредельное веселье…»

Семья Александра III переехала в Гатчину в конце марта 1881 года. В Петербурге в это время было уже слякотно, а за городом еще лежал снег. Как часто сравнивали великие князья: «В городе сегодня было очень темно и грязно…, а в Гатчино было светло и чисто». Мальчишки смогли оценить все открывшиеся перед ними перспективы – здесь можно было кататься в санях, с ледяных гор, на замерзших озерах были все условия для организации катков, рядом находился огромный Зверинец, где держали оленей, волков, зубров… К тому же по парковым аллеям можно было совершать длинные пешие прогулки, которые так любил император Александр III. Несмотря на большое количество охраны, никто не следовал за государем, что создавало видимость свободы.


Прогулка в парке. Акварель великой княжны Ольги Александровны. 1890-е. ГАРФ.

В середине дня император обычно брал с собой младших детей – Ольгу и Михаила – и шел в дальнюю часть парка. Очень редко это времяпрепровождение было праздным. Государь учил детей разбираться в следах животных, все вместе обязательно рубили сухостой, а затем жгли костры. Большой костер становился для детей предметом особой гордости, и на него специально приглашали посмотреть родных. На огне пекли яблоки, которые становились самым вкусным угощением. Зимой смеркалось рано, а потому возвращаться часто приходилось в темноте. Дорогу освещала или луна, или фонари, которые предусмотрительно брали с собой.
Кроме того, дети катались на лыжах, на коньках и даже играли в некое подобие хоккея с мячом.
Большое удовольствие великим князьям доставляла возможность ездить с отцом в санях и при этом самим править лошадьми. Но одной из самых любимых забав оставались ледяные горы. Самостоятельно катались только старшие дети, младшие съезжали на коленях матросов. Помимо этого играли в снежки, причем самое активное участие в этом развлечении принимал государь, лепили снеговиков, строили снежные крепости, которые по весне взрывали. На выходных к великим князьям обязательно приезжали гости – кузены и кузины, а также дети государственных сановников, для которых такие небольшие каникулы становились настоящим праздником.

Рождество в Гатчине

Самым любимым и долгожданным развлечением зимы оставалось Рождество. И при Александре III, и после его смерти этот праздник отмечался в Гатчине. Готовиться к нему начинали заранее – выбирали подарки, причем для родителей великие князья и княжны делали их своими руками – рисовали, вышивали, клеили из бумаги.
Ёлки для детей наряжали за закрытыми дверями. В течение долгого Сочельника и старшие, и младшие томились в ожидании чудесных подарков и лакомств. После церковной службы все собирались у заветной комнаты, со звоном колокольчика двери распахивались, и дети вбегали в зал. По заведенному еще императрицей Александрой Федоровной обычаю каждому члену семьи полагалась своя небольшая елочка, под которой складывали подарки. Праздничные торжества длились три дня – в это время императорская семья поздравляла квартировавшие в Гатчине полки, придворнослужителей, посещала благотворительные учреждения, раздавала бесчисленные подарки. В последний день елки разбирали, причем все чудесные украшения отдавали прислуге.
И спустя многие годы, пережив войны, революции, эмиграцию, члены царской семьи вспоминали именно эти моменты из прошлой счастливой жизни, которые навсегда остались в их сердце.

А. Н. Фарафонова, ст. н. с. ГМЗ "Гатчина"
Опубликовано: "Петербургский дневник", выпуск 233 (1212) от 11.12.2015

"Музей" в музее

Среди пяти императорских загородных резиденций, расположившихся кольцом вокруг Петербурга, Гатчина в исторической памяти занимает особое место - прежде всего как любимая резиденция императора Павла I. Гатчинскому дворцу в 2016 г. исполнится 250 лет. В течение последних четырех лет ведется активная подготовка к этому знаменательному событию: реставрируется целый комплекс парадных залов и помещений дворца. Об одном них, «Греческой галерее», наш рассказ.

Э. Гау. Греческая галерея. 1880 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. ГМЗ «Гатчина».

Как известно, первым хозяином Гатчинских угодий был граф Г. Орлов, фантазии и жизненный уклад которого принял во внимание при постройке дворца архитектор А. Ринальди. Загородное охотничье поместье графа после его кончины было выкуплено у наследников в казну и в 1783 году подарено императрицей Екатериной II своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Одной из задач, продиктованных ему временем и историческими обстоятельствами, была необходимость расширения анфилады парадных помещений Дворца. Решение проблемы увеличения парадных залов было гениально простым - вновь приглашенный архитектор В. Бренна превратил открытые лоджии полуциркульных флигелей в застекленные галереи, которые объединили помещения бельэтажа главного корпуса с Кухонным и Арсенальным каре.

Интерес к древностям

Замысел Павла Петровича по созданию галереи в греческом стиле был обусловлен увлечением европейским обществом конца ХVIII в. эпохой античности. Этому способствовали археологические раскопки, проводимые в Геркулануме и Помпеях. Зародившийся во Франции во времена Людовика ХVI стиль «классицизм», взявший за основу каноны древнегреческой архитектуры, скульптуры и культуры, прижился в России и был актуален во времена правления Павла I. Интерес к древностям порождает моду на устройство во дворцах своеобразных «домашних музеев». Главным украшением «Греческой галереи» Гатчинского дворца являлись итальянские копии античных скульптур, выполненные в Италии в ХVIII в. и приобретенные молодой четой во время образовательной поездки в Европу. Мраморные бюсты - копии портретов римских цезарей и философов были установлены на специально созданных кронштейнах, вдоль стен располагались ростовые скульптуры - копии с работ греческих авторов. Стены галереи помимо фриза, образуемого лепными барельефами и медальонами на античные темы, украшали четыре живописных полотна работы знаменитого французского художника второй половины ХVIII века Гюбера Робера - «Собрание античных зданий юга Франции», «Античные памятники Рима», «Пожар Рима», «Фантастический мост в Риме».

«Замок Снежной королевы»


Вид Греческой галереи до реставрации. 2011 год.

Как и большинство помещений Гатчинского дворца, «Греческая галерея» серьезно пострадала во времена Второй мировой войны - в 1944 г. пожаром, разразившемся от попадания снарядов, были уничтожены крыша, плафон, паркетный пол, дверные и оконные заполнения, деформированы и закопчены стены, утрачено большинство скульптур и элементов настенной декоративной пластики.
В послевоенный период дворец был приспособлен под военное училище, а затем под ведомственный закрытый институт. В начале 60-х гг. прошлого века были приняты меры, как казалось, способствующие сохранности помещения и архитектурных деталей: стены с уцелевшим декором были зашиты фанерными листами, закрепленными на предварительно установленную металлическую обрешетку, устроены подвесные потолки. При этом не была учтена длительность сроков существования фальшь стены, исключающей возможность вентилирования стен, что привело к разрушению поверхности их материала. Вид помещения, высвобожденного от деревянных одежд только в 2010 г. напоминал замок Снежной королевы. Опутанные покрывалом «белоснежного инея плесени» стены и элементы декора были разъедены, былое цветовое решение галереи не просматривалось.

Творческий процесс

К счастью, Гатчинский дворец располагает многочисленными историко-архивными материалами, обмерными чертежами помещений, выполненными в период работ по реконструкции дворца в середине ХIХ в. Наличие фотоматериалов дореволюционного и довоенного периодов, акварели Академика перспективной живописи Эдуарда Гау, запечатлевшего интерьеры дворца в период его окончательно оформившегося облика – 60-е – 70-е гг. Х1Х в., копии барельефов, сделанные сразу же после освобождения Гатчины в 1944 г., сохранившиеся кронштейн и медальон с погрудным изображением девушки, позволили осуществить, по сути, не реставрацию, а воссоздание «Греческой галереи». Это процесс творческий, синтетический и трудоемкий, предполагающий обширные познания в области архитектурных стилей, в части архивных материалов, своеобразия и ауры общественно-политической и культурно-художественной жизни исторических эпох, архитектурно-художественных пристрастиях владельцев дворца и архитекторов.

«Воспоминания о Греции»


Греческая галерея в 2014 году.

Основной трудностью при работах явилось определение колера стен. Многими историками и искусствоведами принято считать, что галерея изначально была окрашена в абрикосовый цвет - любимый цвет Павла Петровича. В то же время некоторые источники предполагают, что стены были белыми или светло серыми. Архивные материалы и мемориальная литература ХIХ и ХХ вв. подтверждают факт тонировки стен галереи. Акварель Эдуарда Гау, выполненная с фантастической точностью перспективы и рисунка, дает представление о цветовом решении интерьера. Однако, являясь живописным произведением, она не может быть абсолютно объективной в части цвета стен помещения, активно воспринимающих рефлексы от экранирующих пунцово-оранжевых штор, закрывающих оконные проемы. Кропотливый процесс поиска колеров рассматривался по четырем сравнительным вариантам. Поля кессонов плафона оттенены легкими колерами, принятыми в зависимости от избранного цветового решения плоскостей стен, что одновременно обобщает элементы помещения и способствует выразительному декоративному и перспективно-зрительному эффекту. Надеемся, что полученный в целом результат настроит зрителя на воспоминания о Греции – стране солнца, света, моря, персиковых, оливковых и апельсиновых рощ.
Дополнят убранство галереи мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Наиболее активные цветовые элементы помещения - пунцовые шелковые занавеси и бархат мебели. Хрустальные фонари (8 штук) и стулья в стиле Людовика ХIV в необходимом количестве (17 штук) выполнены по единственным сохранившимся образцам. Жирандоли, ломберные столики и столы «бобики» из фондов дворца займут свои места вдоль стен. Фактура материала штор, плотность, характер подкладки, цвета подобраны высококлассными научными сотрудниками музея на основании образцов, предложенных знаменитой Лионской мануфактурой. Вскоре не только мебель, но и картины, мраморные бюсты, шторы займут свои исторические места. Работы по реставрации галереи начались в 2011 году, завершение работ с учетом насыщения интерьера предметами мебели, декоративно-прикладного и изобразительного убранства намечено на конец 2015 г. Для посетителей Греческая галерея откроется весной следующего года.

Татьяна Яковлева, главный архитектор ГМЗ "Гатчина".
Опубликовано: газета "Петербургский дневник" от 27.11.2015

Мои твиты

  • Пн, 18:16: @GatchinaMuseum завоевал первое место в конкурсе "Музейный Олимп" в категории "Музей-детям" с проектом "Детские гостиные".
  • Вт, 08:01: RT @arzamas_academy: Интересная выставка в Гатчине: "Дорогами славы и побед" @GatchinaMuseum https://t.co/GRmXKF79A5
  • Вт, 08:10: @GatchinaMuseum завоевал первое место в конкурсе "Музейный Олимп" в категории "Музей-детям" с проектом "Детские гостиные".
Tags: