Gatchina.Museum (gatchinamuseum) wrote,
Gatchina.Museum
gatchinamuseum

Марьяж и безик

   Что делали в императорской семье длинными осенними вечерами? В семействе, к примеру Николая II, частенько играли в безик. И, судя по дневникам императора, развлекались этой игрой в счастливые и в последние, печальные дни. Поклонником безика был и Уинстон Черчилль! Эта азартная карточная игра родилась  во Франции в XVIII столетии,  с 1870-х годов в нее играли в Англии, а чуть позже безик захватил и Германию. Во второй половине XIX века безик распространился в России. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890-1907 гг. (Т. III, 1891 г.) указывается, что «Императорский воспитательный дом выпускает даже для Б[езика] карты (начиная с девятки) в особенных обложках и по особым ценам». Сегодня безик снова входит в моду и предлагается на интеллектуальных европейских вечеринках.










Необходимый минимум для игры в безик. Предметы из коллекции ГМЗ "Гатчина"




Правила игры в безик


Существует несколько разновидностей этой игры: безик втроем, безик вчетвером, бескозырной безик, рубикон, китайский безик, безик с восьмью колодами.

Классический вариант - два игрока играющие двумя колодами карт в 32 листа. Цель игры первым набрать 1000 или более очков.

Итак, наша инструкция:


Ход игры

Сдатчик определяется путем жребия. Второй игрок снимает колоду. Каждый игрок получает 8 карт. Оставшаяся колода кладется по центру стола в закрытом виде. Верхняя карта колоды вскрывается и остается как козырь и остается рядом с остальными. Козырь бьет карту любого достоинства. Первый ход за тем, кто снимал колоду. Ходят всегда одной картой. Игрок может положить любую свою карту, следующий игрок должен положить карту такой же масти, если такой нет, то тогда любую другую. Забирает карты (взятку) тот, кто положит карту большего достоинства. Если две карты одинаковы по старшинству, взятку берет та, которую выложили первой. Игрок, выигравший взятку, приписывает себе сумму очков обеих взятых карт и первым берет новую карту из колоды. Девятки, восьмерки и семерки очков не приносят, но их старшинство имеет значение при розыгрыше (девятка бьет восьмерку, восьмерка - семерку).


В течение игры необходимо собирать комбинации, они приносят большую часть очков. Игрок имеет право объявить о своей комбинации и выложить её на стол только после выигранной взятки, когда у него на руках семь карт. За один раз можно сделать только одно объявление и выложить только одну комбинацию.


Козырная семерка приносит своему владельцу 10 очков. Но прежде чем считать её, необходимо заменить семеркой открытый козырь. Если сдатчик откроет семерку козырем, то он приписывает 10 очков себе.


В том случае, если колода заканчивается, игроки должны класть карты по другим правилам: следующий игрок после ходившего должен класть карту такой же масти, если такой карты нет, то должен класть козырную карту, если и козыря нет, то может класть любую карту. Объявлять комбинации после выхода колоды, запрещено. Игрок, взявший последнюю взятку, получает дополнительно 10 очков.


Игра продолжается несколько партий. Пока один из игроков не наберет 1000 очков. Однако объявить об этом он может только по окончании очередного розыгрыша. В зависимости от разновидности игры и предварительной договоренности, если оба игрока одновременно наберут 1000 очков, выигрывает взявший последнюю взятку, либо тот, кто набрал больше очков.


Карта  Номинал


Туз 11 очков


Десятка 10 очков


Король 4 очка


Дама 3 очка


Валет 2 очка


Девятка 0 очков


Восьмерка 0 очков


Семерка 0 очков



Игроки также должны учитывать достоинства комбинаций.


Комбинация Очки Название


4 туза 100


4 короля 80


4 дамы 60


4 валета 40


Король и дама одной масти 20 Марьяж


Король и дама козырной масти 40 Козырной марьяж


Два короля и две дамы одной масти 40 Двойной марьяж


Два короля и две дамы козырной масти 80 Двойной козырной марьяж


Пиковая дама с бубновым валетом 40 Безик


Две пиковых дамы и два бубновых валета 500 Двойной безик


Туз, король, дама, валет, десятка козырные 250 Мажорная квинта


Две семёрки козырные 20


Что понадобится для игры

Для игры вдвоем необходимы: две колоды по 32 карты, счеты для безика (на крайний случай калькулятор), блокнот для ведения баланса игры. К месту  будут стол с зеленым сукном и азартное настроение.








Предметы из фондов Гатчинского дворца. Справа - специальные счеты для безика. У каждого игрока - свои.




На фото представлены предметы из фондов Гатчинского дворца.


Упаковка игральных карт для игры в безик. Россия, г. Петроград.1916 . Бумага, картон; печать. Для безика традиционно использовались новые колоды карт, дабы избежать шулерства и взаимных подозрений.


Счеты для безика. Западная Европа. Начало XX в. Дерево; резьба, гравировка, тонировка, серебрение. Оригинальные деревянные счеты позволяли ускорить счет очков.


Кисточка для ломберного стола. Россия. XIX в. Дерево, сукно, бумага, стекло. Использовалась для разнообразных карточных игр, где мелом делали записи на сукне.


Блокнот для Бриджа. Западная Европа. Начало XX в. Кожа, ткань, бумага, металл; тиснение, печать, штамповка, позолота. Блокнот- необходимый аксессуар для игра. Можно и очки записать, и финансовые итоги партий подвести.


Подсвечник. Россия, г. Тула. Начало XIX в. В довоенный период подсвечник находился в Комнатах за Греческой галереей Гатчинского дворца, в 1941 году был эвакуирован и в 1980-е  снова возвращен во дворец.


Tags: #ятестируюновыйредактор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments