Gatchina.Museum (gatchinamuseum) wrote,
Gatchina.Museum
gatchinamuseum

Categories:

"Музей" в музее

Среди пяти императорских загородных резиденций, расположившихся кольцом вокруг Петербурга, Гатчина в исторической памяти занимает особое место - прежде всего как любимая резиденция императора Павла I. Гатчинскому дворцу в 2016 г. исполнится 250 лет. В течение последних четырех лет ведется активная подготовка к этому знаменательному событию: реставрируется целый комплекс парадных залов и помещений дворца. Об одном них, «Греческой галерее», наш рассказ.

Э. Гау. Греческая галерея. 1880 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. ГМЗ «Гатчина».

Как известно, первым хозяином Гатчинских угодий был граф Г. Орлов, фантазии и жизненный уклад которого принял во внимание при постройке дворца архитектор А. Ринальди. Загородное охотничье поместье графа после его кончины было выкуплено у наследников в казну и в 1783 году подарено императрицей Екатериной II своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Одной из задач, продиктованных ему временем и историческими обстоятельствами, была необходимость расширения анфилады парадных помещений Дворца. Решение проблемы увеличения парадных залов было гениально простым - вновь приглашенный архитектор В. Бренна превратил открытые лоджии полуциркульных флигелей в застекленные галереи, которые объединили помещения бельэтажа главного корпуса с Кухонным и Арсенальным каре.

Интерес к древностям

Замысел Павла Петровича по созданию галереи в греческом стиле был обусловлен увлечением европейским обществом конца ХVIII в. эпохой античности. Этому способствовали археологические раскопки, проводимые в Геркулануме и Помпеях. Зародившийся во Франции во времена Людовика ХVI стиль «классицизм», взявший за основу каноны древнегреческой архитектуры, скульптуры и культуры, прижился в России и был актуален во времена правления Павла I. Интерес к древностям порождает моду на устройство во дворцах своеобразных «домашних музеев». Главным украшением «Греческой галереи» Гатчинского дворца являлись итальянские копии античных скульптур, выполненные в Италии в ХVIII в. и приобретенные молодой четой во время образовательной поездки в Европу. Мраморные бюсты - копии портретов римских цезарей и философов были установлены на специально созданных кронштейнах, вдоль стен располагались ростовые скульптуры - копии с работ греческих авторов. Стены галереи помимо фриза, образуемого лепными барельефами и медальонами на античные темы, украшали четыре живописных полотна работы знаменитого французского художника второй половины ХVIII века Гюбера Робера - «Собрание античных зданий юга Франции», «Античные памятники Рима», «Пожар Рима», «Фантастический мост в Риме».

«Замок Снежной королевы»


Вид Греческой галереи до реставрации. 2011 год.

Как и большинство помещений Гатчинского дворца, «Греческая галерея» серьезно пострадала во времена Второй мировой войны - в 1944 г. пожаром, разразившемся от попадания снарядов, были уничтожены крыша, плафон, паркетный пол, дверные и оконные заполнения, деформированы и закопчены стены, утрачено большинство скульптур и элементов настенной декоративной пластики.
В послевоенный период дворец был приспособлен под военное училище, а затем под ведомственный закрытый институт. В начале 60-х гг. прошлого века были приняты меры, как казалось, способствующие сохранности помещения и архитектурных деталей: стены с уцелевшим декором были зашиты фанерными листами, закрепленными на предварительно установленную металлическую обрешетку, устроены подвесные потолки. При этом не была учтена длительность сроков существования фальшь стены, исключающей возможность вентилирования стен, что привело к разрушению поверхности их материала. Вид помещения, высвобожденного от деревянных одежд только в 2010 г. напоминал замок Снежной королевы. Опутанные покрывалом «белоснежного инея плесени» стены и элементы декора были разъедены, былое цветовое решение галереи не просматривалось.

Творческий процесс

К счастью, Гатчинский дворец располагает многочисленными историко-архивными материалами, обмерными чертежами помещений, выполненными в период работ по реконструкции дворца в середине ХIХ в. Наличие фотоматериалов дореволюционного и довоенного периодов, акварели Академика перспективной живописи Эдуарда Гау, запечатлевшего интерьеры дворца в период его окончательно оформившегося облика – 60-е – 70-е гг. Х1Х в., копии барельефов, сделанные сразу же после освобождения Гатчины в 1944 г., сохранившиеся кронштейн и медальон с погрудным изображением девушки, позволили осуществить, по сути, не реставрацию, а воссоздание «Греческой галереи». Это процесс творческий, синтетический и трудоемкий, предполагающий обширные познания в области архитектурных стилей, в части архивных материалов, своеобразия и ауры общественно-политической и культурно-художественной жизни исторических эпох, архитектурно-художественных пристрастиях владельцев дворца и архитекторов.

«Воспоминания о Греции»


Греческая галерея в 2014 году.

Основной трудностью при работах явилось определение колера стен. Многими историками и искусствоведами принято считать, что галерея изначально была окрашена в абрикосовый цвет - любимый цвет Павла Петровича. В то же время некоторые источники предполагают, что стены были белыми или светло серыми. Архивные материалы и мемориальная литература ХIХ и ХХ вв. подтверждают факт тонировки стен галереи. Акварель Эдуарда Гау, выполненная с фантастической точностью перспективы и рисунка, дает представление о цветовом решении интерьера. Однако, являясь живописным произведением, она не может быть абсолютно объективной в части цвета стен помещения, активно воспринимающих рефлексы от экранирующих пунцово-оранжевых штор, закрывающих оконные проемы. Кропотливый процесс поиска колеров рассматривался по четырем сравнительным вариантам. Поля кессонов плафона оттенены легкими колерами, принятыми в зависимости от избранного цветового решения плоскостей стен, что одновременно обобщает элементы помещения и способствует выразительному декоративному и перспективно-зрительному эффекту. Надеемся, что полученный в целом результат настроит зрителя на воспоминания о Греции – стране солнца, света, моря, персиковых, оливковых и апельсиновых рощ.
Дополнят убранство галереи мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Наиболее активные цветовые элементы помещения - пунцовые шелковые занавеси и бархат мебели. Хрустальные фонари (8 штук) и стулья в стиле Людовика ХIV в необходимом количестве (17 штук) выполнены по единственным сохранившимся образцам. Жирандоли, ломберные столики и столы «бобики» из фондов дворца займут свои места вдоль стен. Фактура материала штор, плотность, характер подкладки, цвета подобраны высококлассными научными сотрудниками музея на основании образцов, предложенных знаменитой Лионской мануфактурой. Вскоре не только мебель, но и картины, мраморные бюсты, шторы займут свои исторические места. Работы по реставрации галереи начались в 2011 году, завершение работ с учетом насыщения интерьера предметами мебели, декоративно-прикладного и изобразительного убранства намечено на конец 2015 г. Для посетителей Греческая галерея откроется весной следующего года.

Татьяна Яковлева, главный архитектор ГМЗ "Гатчина".
Опубликовано: газета "Петербургский дневник" от 27.11.2015
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments