Gatchina.Museum (gatchinamuseum) wrote,
Gatchina.Museum
gatchinamuseum

"Портретный" музей в Гатчинском дворце

За свою длинную историю Гатчинский дворец был владением фаворита Екатерины II графа Г. Орлова, затем - великого князя и императора Павла I, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, с 1828 г. по 1917 г. – майоратным владением дома Романовых. И каждый из хозяев дворца наполнял его произведениями искусства, в том числе и живописными полотнами, из которых важную часть составляли портреты.

Не только украшение

При графе Орлове в Гатчине находилось значительное портретное собрание, в основном составленное из подарков Екатерины II. Например, здесь находилась знаменитая серия портретов участников петровского «Всешутейшего и всепьянейшего собора князь-папы», так называемая «Преображенская серия».
При Павле I портреты не только украшали парадные залы и жилые комнаты: по тому, где находились те или иные портреты, можно было проследить политические и человеческие пристрастия хозяина дворца.
Конное изображение Петра I служило фоном для трона его правнука в Нижней Тронной. В личных комнатах Павла Петровича подбор портретов также был очень показателен. Там можно было увидеть короля Франции Генриха IV Наваррского и его верного министра герцога Сюлли, короля Швеции Карла XII и отца Павла I - Петра III. Красноречиво было и отсутствие в комнатах Павла Петровича портретов его матери, Екатерины II.

История в лицах

Однако формирование портретных галерей в Гатчинском дворце началось по инициативе императора Николая I. Картины для них по Высочайшему повелению доставлялись из Мраморного, Таврического, Английского и других дворцов С-Петербурга.
Таким образом, в Арсенальном каре Гатчинского дворца на каждом этаже появились галереи, где можно было увидеть сотни портретов. Перед внимательным зрителем разворачивалась «в лицах» история России и Западной Европы XVIII – XIX веков.
На стенах Китайской галереи, среди бесчисленных произведений китайского и японского фарфора, были представлены портреты членов династии Романовых. В Готической галерее были размещены портреты русских аристократов, наиболее важных государственных деятелей и сановников империи.
В Портретной галерее бельэтажа стены были увешаны портретами представителей правящих домов Европы, прежде всего Великобритании, Франции, Австрии, Швеции.

Осмыслить прошлое

По гатчинским портретным галереям можно было изучать историю портретного жанра живописи, как русской, так и западноевропейских школ, здесь были произведения неизвестных художников, и прославленных мастеров, таких как: Д. Левицкого, А. Антропова, В. Боровиковского, М. ван Мейтенса-мл., А. Рослина, А. Ремзи, А. Графа, Г.Х. Гроота-ст, П. Ротари и др.
По всей видимости, потребность осмыслить свое историческое прошлое через его портретную составляющую назревала в образованном обществе середины XIX века. Неслучайно в 1870 г. прошла «Историческая выставка портретов лиц XVI—XVIII веков», а в 1905 г. – «Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце», организованная С.П. Дягилевым.

Особый характер

Когда начался процесс музеефикации царских дворцов в 1917 г., особый характер Гатчины сразу подметил нарком просвещения А. В. Луначарский: «Гатчина богата изумительными портретами самых различных стилей и эпох, богата до отказа, можно сказать, до странности богата». В 1920-е гг. не возникло ни малейших сомнений в том, что Гатчинский дворец должен стать именно «портретным музеем».
По планам музеефикации Гатчинского дворца нужно было максимально расширить выставку исторических портретов. Важно заметить, что упор следовало сделать именно на историко-иконографическом аспекте гатчинского портретного собрания. Первый главный хранитель Гатчинского дворца-музея В. К. Макаров подготовил списки картин будущей экспозиции, которые включали свыше 500 полотен.
К сожалению, эти планы не были полностью осуществлены: часть помещений дворца была занята сторонними организациями, много портретов было передано в центральные музеи. Но, несмотря на все трудности, экспозиция портретной живописи была развернута на III этаже Центрального корпуса: было выставлено 150 картин в 10 залах, по которым можно было проследить развитие русского портретного искусства с петровских времен до середины XIX века.
В период Великой Отечественной войны из всего богатейшего живописного собрания Гатчинского дворца-музея сохранилось 1327 полотен. В настоящее время в фондах ГМЗ «Гатчина» хранится 270 картин из исторической коллекции, большая часть этих произведений представлена в залах дворца.

Айсулу Шукурова,
старший научный сотрудник ГМЗ "Гатчина"


Опубликовано: газета "Петербургский дневник", 22.01.2016.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments